Самый лучший отель в Греции

Мифы и ленегды древней Греции

03 Дек, 2009 16:25 0 601

Чаще всего, первую любовь в далекой Элладе, нам внушают мифы древней Греции. Они открывают увлекательный мир богов и героев, чудовищ и волшебных растений – мир, в котором, кажется, преспокойно жили обычные греки, сплетничая об интригах небожителей, споря с ними и выдавая за них замуж своих прекрасных дочерей. Постепенно, мы привыкаем к этим историям и для нас они, также, становятся почти обыденными, тем более, что на них так часто ссылаются, поминают всуе, иносказательно.

 Мифы древней Греции

Многие любят составлять списки действующих лиц, которыми изобилуют мифы древней Греции, выяснять, кто от кого произошел, кто за что ответственен. Скажем прямо: этот схоластический подход заводит в тупик, как читателей, так и самих авторов, даже очень именитых. Ведь один и тот же бог, в разные моменты, для жителей каждой отдельной деревни, полиса представлял бесчисленное количество понятий и явлений, часто противоположных или бессвязных. Более продуктивно, взглянуть на общие тенденции развития древнегреческой мифологии, упоминая, лишь, ключевых ее персонажей.

 Итак, легенды древней Греции выводят происхождение мира из Хаоса, в котором формируются первые, титанические, силы. Здесь действуют такие неизмеримые явления, как Небо – Уранос, Земля – Гея, Время – Хронос, Ночь – Нюкта, Океан, Эрос и другие. И это не только мифологическая история происхождения вселенной, но и отражение реальной истории развития человеческого сознания и общества.

 Великая Сцилла. Приключения Одиссея

Великая Сцилла. Приключения Одиссея

Первобытный мир, географически, был огромен и малонаселен, но для каждой общины он оказывался, до крайности,  мал – человека плотно обступали супер-явления: Природа, Погода, День-Ночь, Рождение-Смерть. И с ними надо было как-то взаимодействовать. Боги теснили людей, действовали здесь и сейчас, и главный алгоритм их поведения был осознан, как «уничтожение-возрождение». Об этом рассказывают все мифы, в том числе и греческие: Гея рождает титанов, всесильный Уранос бросает их обратно в ее чрево, но творение не останавливается, повторяется в истории Реи и Хроноса.

 Не нужно думать, что люди того времени сильно страдали по поводу неумолимости окружающего мира. Они очень хорошо понимали происходящее и поступали соответственно: родство считалось по матери, богам не столько жертвовали, сколько полностью отдавались в волю, умерших старались держать поближе, чтобы находиться под защитой, но и контролировать их.

 И все это позволило человечеству выжить, значительно упрочив свои позиции. Границы внешнего мира начали отступать, внутреннее начало становиться важнее внешнего. И тогда, титаны, циклопы и прочие существа стали превращаться в хтонических – древних, земных, могучих – чудовищ. Важнее становится роль мужчины – защитника, смельчака, способного выйти за пределы поселка, сразиться с природой и вернуться с победой. А в древнегреческих в мифах и легендах открывается новая страница – посвященная героям.

 Похищение Европы. Картина Серова

Похищение Европы. Картина Серова

Строго говоря, сначала победили, все-таки, боги. Только боги молодые и примкнувшие к ним титаны: Зевс, Океан, Циклопы, Апполон, Афина и другие. На земле образуются первые города-государства и на Олимпе возникает своя община, состоящая из братьев, сестер, мужей, жен, матери-царицы и отца-царя.

 В новой ситуации важно, кого из детей признает патриарх, кому он оставит власть. Богу надо «заплатить налог» - отдать часть пищи и имущества. Мертвые, во-первых, навсегда уходят в Тартар, а во-вторых, явно вступают там в общение с хтоническими силами – поэтому их надо держать подальше от живых.

 Освоившись с правилами, люди стали действовать еще более энергично и вскоре "ворвались" в мифы древней Греции на своих колесницах, потрясая оружием и сокрушая чудовищ наравне с богами. Надо сказать, и жители Олимпа, отнюдь, не отгораживались от человеческого мира: они играли судьбами, вступали в браки со смертными, участвовали в политике.

 Статуя Посейдона

Статуя Посейдона

И тут мы, также, не станем пересказывать частные истории, которыми полны многочисленные издания, объединенные мифами древней потерянной Греции. Оглянемся вокруг, вспомним великих классиков Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. И зададимся вопросом: а эти люди еще верили, что на вершине Олимпа сидит Зевс, потрясая кованой медной молнией, в ответ на ревнивое ворчание Геры? А мы верим в это? – Нет. Увы, но больше нет. Конкретное превратилось в абстрактное, мир явлений превратился в мир понятий. Мифология стала системой символов – достаточно близких и понятных, чтобы с их помощью описывать мощные эмоции, переживание которых приводит к катарсису, очистительным слезам, а потом и к саркастическому смеху.

 Мы часто забываем о том, что сюжеты, называемые «мифы или ленегды древней Греции» - уже литературные. Это не буквально то, во что и как верили жители классических Афин, а то, что они думали о своей вере и о вере предков. Но почему же, тогда, это для нас так важно до сих пор? – А потому, что это первая художественно осмысленная мифология. Любая, из ее историй, представляет нам, в одно мгновение, и видения архаичного сознания, и развитие их в умах античных литераторов-философов.

 Мифы древней Греции

Выбрать и купить книгу про мифы древней Греции можно здесь

Именно высота творческого отражения многообразного и дискретного первобытного мира, которую явили нам греческие мифы, обеспечили им собственное, уникальное место в культуре всего человечества. Известны и другие великие мифологии, индийская или китайская, например, но в основании европейской цивилизации лежит греческая. И путь ее развития определяет наш путь, как генотип, проявляясь в общей и индивидуальной истории. Поэтому, любим мы мифы Греции или не любим их, знаем или не знаем, мы, как ни парадоксально, живем в них, сплетничая об интригах небожителей, споря с ними и… далее по списку.

 Читайте подробнее:

 

новое фото

свежее видео